Неврология

Психоневрологический профиль

В клинической картине психоневрологических заболеваний основными нарушениями являются двигательные нарушения (параличи и парезы различной степени выраженности. Также сопутствуют:

  • -интеллектуальное недоразвитие;
  • -речевые расстройства, чаще по типу задержки речевого развития и дизартрии;
  • -нарушения зрения;
  • -снижение слуха.

Основная цель реабилитации – предупреждение инвалидности, восстановление и продление активной жизнедеятельности, социальной интеграции и обеспечение приемлемого качества жизни.

Направление на медицинскую реабилитацию осуществляется на основании медицинских показаний:

  • Последствия воспалительных болезней центральной нервной системы (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит и др.) с умеренными и выраженными двигательными нарушениями (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушения координации, атаксия) ФК 2, 3
  • Последствия органического, в том числе раннего поражения центральной нервной системы умеренными выраженными двигательными нарушениями (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушения координации, атаксия) ФК 2, 3
  • Последствия воспалительных болезней периферической нервной системы (полиневропатии и др.) с умеренными и выраженными двигательными нарушениями (парезы, нарушения координации) ФК 2, 3
  • Детский церебральный паралич (спастическая диплегия, атонически-астатическая, гемипаретическая, дискинетическая формы) и другие паралитические синдромы с умеренными и выраженными двигательными нарушениями ФК 2,3
  • Детский церебральный паралич (спастическая диплегия, атонически-астатическая, гемипаретическая, дискинетическая формы) и другие паралитические синдромы с легкими двигательными нарушениями и расстройствами речевого развития ФК 1
  • Последствия цереброваскулярных болезней с умеренными и выраженными двигательными (парезы, нарушения координации) и афатическими нарушениями ФК 2,3
  • Последствия цереброваскулярных болезней с легкими двигательными (парезы) и речевыми нарушениями ФК 1
  • Врожденные аномалии нервной системы с умеренными и выраженными двигательными нарушениями (парезы, нарушения координации) ФК 2,3
  • Врожденные аномалии нервной системы с легкими двигательными (парезы) и речевыми нарушениями ФК 1
  • Последствия черепно-мозговой травмы с умеренными и выраженными двигательными (парезы, нарушения координации) и афатическими нарушениями ФК 2,3
  • Последствия черепно-мозговой травмы с легкими двигательными (парезы) и речевыми нарушениями, церебрастенией ФК 1
  • Последствия полиомиелита с умеренными и выраженными двигательными нарушениями ФК 2,3
  • Последствия травм спинного мозга с умеренными и выраженными двигательными нарушениями ФК 2,3

Методы реабилитационного лечения

1.Активная кинезитерапия.

mini ekzartaКомплекс реабилитационных мероприятий включает разработанные нашими специалистами упражнения лечебной физкультуры.

В зале кинетической реабилитации проводятся индивидуальные и групповые занятия лечебной физкультуры с детьми у которых имеются патология центральной нервной системы и нарушения опорно-двигательного аппарата.

Проводятся занятия на кардиотренажерах (беговая дорожка, степпер, велосипед), на фитболах ,упражнения с применением дополнительного оборудования лесенки, ступеньки, шведская стенка помогают дополнить реабилитацию и научить необходимым двигательным навыкам: сделать шаг, поставить правильно стопу, сесть, и многое другое.

В основе программы мозжечковой стимуляции, которую определяют как «прорыв в обучении», лежит система тренировок на особом тренажере - балансировочной доске для мозжечковой стимуляции Бильгоу.

Тренажер с применением подвесной системы позволяет находиться в вертикальном положении и выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов.

Зрительный контроль при занятия на матах перед зеркалом позволяет ребенку правильно выполнять заданные физические упражнения.

Индивидуальные занятия по методике «Экзарта» осуществляется путем выполнения специальных упражнений с оптимальной нагрузкой: для восстановления амплитуды движения, нормализации тонуса мышц и увеличения их силы, улучшение баланса и развития координации движений, для формирования правильных двигательных навыков.

Бобат- терапия с элементами по методикам ПНФ используется Бобат-стол. Метод опирается на принципы кинезитерапии (лечение движением). Методист управляет движениями пациента, контролируя реакции и движения на уровне головы, плечевого пояса и тазового пояса.

Вертикализатор

vertikalizator1При использовании вертикализатора: развивается и начинает правильно функционировать вестибулярный аппарат ребенка, активизируются функции опорно-двигательной,снижается риск деформации суставов и появления контрактур, уменьшается спастика мышц.

Тренинги на стабилоплатформе «Велогеймик» для развития координации движений. Улучшают функции: равновесия, крупной и мелкой моторики, координации, внимания, кратковременной памяти.

Лечебный массаж

В зависимости от форм поражения мышечной ткани применяются различные способы массажа (расслабляющий, стимулирующий). Массаж укрепляет мышцы, снимает спазмы, благотворно сказывается на состоянии нервной системы, улучшает кровоснабжение, формирует сгибальные/разгибательные навыки, правильные позы,ускоряет обменные процессы, повышает  иммунитет. Подготавливает ребёнка к занятиям лечебной физкультурой.

2.Физиотерапия

Физиотерапевтическое лечение оказывает рассасывающее, болеутоляющее, противовоспалительное и антиспастическое действие. Под влиянием процедур улучшается крово- и лимфообращение в тканях, особенно в коже, улучшается трофика кожи, восстанавливается ее эластичность и включает: тепловые процедуры, грязелечение, светолечение, электролечение, магнитотерапию, ультразвук.

3. Водолечение

При воздействии воды на организм усиливаются процессы торможения, ослабляются процессы возбуждения, нормализуется тонус мышц, восстанавливается психоэмоциональное состояние.

4.Эрготерапия

IMG f0ef1e905b8f2dde16f87857969e15ec VПобуждение ребенка к осознанным активным действиями и развитие способностей к независимой жизни за счёт тренировки мелкой моторики кистей рук, тренировка самостоятельности в быту.

Кабинет оснащен специальными стендами (бизибордами), игровыми комплексами. Развитие чувствительности и пластичности развиваем через тактильное восприятие. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются пальчики. Используются различные крупы, природные материалы (желудь, ракушки) готовые модели: кубики шарики, и подобные атрибуты. Песочная терапия. Ребёнок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет всё это совместить в одном процессе: пока ребёнок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, активно использует ролевую игру, развивает речевые навыки.

Реабилитационная перчатка с биологической обратной связью, предназначенная для восстановления подвижности в патологических суставах кисти. Позволяет проводить реабилитацию пациента в игровой форме, получая объективные данные о производимых пациентом действиях в реальном времени, и адаптировать программу реабилитации в соответствии с реальными возможностями конкретного пациента, подобрав комплекс интерактивных упражнений для восстановления мелкой моторики. Получая объективные данные о производимых пациентом действиях в реальном времени, у детей с ДЦП у которых в клинике наблюдались: выпадение мелкой моторики, нарушение двигательных функций верхних конечностей, задержка психомоторного развития и когнитивные нарушения в конце курса прослеживалась положительная динамика:

  • увеличилась амплитуда движений в суставах;
  • улучшилась моторно-зрительная координация;
  • увеличилась быстрота реакций;
  • развивается сообразительность, мышление .

Занятие с перчаткой позволяет ускорить ритм коррекционных задач в логопедической психологии.

5.Голосо-речевая терапия

Коррекция нарушения речи включает комплекс индивидуальных занятий.

Японская методика пальцевого массажа способствует: психическому спокойствию, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах. Массаж каждого пальчика положительно влияет на определённый орган. Способствует нормализации мышечного тонуса, подготавливает организм к проведению логопедического массажа.

Логопедический массаж состоит из комплекса индивидуально подобранных упражнений, воздействующих на мышцы, нервные окончания и другие ткани речевого аппарата. Специальные техники помогают расслабить лицевую мускулатуру, нормализовать тонус мышц и звукопроизношение. Метод хорошо помогает корректировать речь, её эмоциональную окраску. применяют несколько видов логопедического массажа:

  • классический ручной;
  • точечный (стимулируются активные акупунктурные зоны связанные с речевыми центрами в головном мозге);
  • зондовый логопедический массаж (осуществляет при помощи профессиональных инструментов, позволяющих прицельно стимулировать необходимые участки артикуляционного аппарата).

6.Психолого-педагогическая коррекция

20191216 150218нглнлВ программу реабилитации детей с патологией центральной нервной системы включены тестовые программы и занятия с психологом по развитию коммуникативных способностей и креативного мышления. С целью реализации этих задач оборудован кабинет мультисенсорного развития, что позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы с применением сенсорной тропы, матов ручки-ножки, балансировочной доски.

С огромным удовольствием проходят занятия у детей с использованием интерактивного пола с развивающими, обучающими и релаксирующими программами,а также сенсорного уголка, сухого бассейна применяя музыкотерапию создается положительный эмоциональный фон, дети преодолевают нарушения в эмоционально-волевой сфере; появляется интерес к исследовательской деятельности; развивается общая и мелкая моторика и корректируются двигательные нарушения.

Метод Томатиса. Помогает детям, страдающим слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания (ДКВ), аутизмом, а также, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Его применение помогает справляться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличивать творческий потенциал и работоспособность.

Проводятся творческие методики реабилитации (модульное оригами, креативное рисование,  апликации, квиллинг, лепка и др. формы).

7.Диетотерапия (в соответствии с режимом питания ежедневно)

Каждое из этих направлений обладает своими преимуществами, а действуя в комплексе они ускорят реабилитацию пациента.

Противопоказания

  • Резко выраженные необратимые двигательные нарушения при утрате способности к самообслуживанию и передвижению, обездвиженность
  • Резко выраженные гиперкинезы, координаторные нарушения и атаксия, значительно затрудняющие самообслуживание и передвижение
  • Выраженные нарушения интеллектуально-мнестической сферы
  • Тяжелая и глубокая умственная отсталость Активные психотические состояния
  • Выраженные аффективные расстройства поведения
  • Эпилептические частые припадки
  • Декомпенсированные синдромы и состояния