Неврология

Психоневрологический профиль

 

В клинической картине психоневрологических заболеваний основными нарушениями являются двигательные нарушения (параличи и парезы различной степени выраженности. Также сопутствуют:

  • -интеллектуальное недоразвитие;
  • -речевые расстройства, чаще по типу задержки речевого развития и дизартрии;
  • -нарушения зрения;
  • -снижение слуха.

Основная цель  реабилитации – предупреждение инвалидности, восстановление и продление активной жизнедеятельности, социальной интеграции и обеспечение приемлемого качества жизни.   

Направление на медицинскую реабилитацию осуществляеться на основании медицинских показаний:

  • Последствия воспалительных болезней центральной нервной системы (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит и др.) с умеренными и выраженными двигательными нарушениями (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушения координации, атаксия) ФК 2, 3 
  • Последствия органического, в том числе раннего поражения центральной нервной системы умеренными выраженными двигательными нарушениями (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушения координации, атаксия) ФК 2, 3 
  • Последствия воспалительных болезней периферической нервной системы (полиневропатии и др.) с умеренными и выраженными двигательными нарушениями (парезы, нарушения координации) ФК 2, 3 
  • Детский церебральный паралич (спастическая диплегия, атонически-астатическая, гемипаретическая, дискинетическая формы) и другие паралитические синдромы с умеренными и выраженными двигательными нарушениями ФК 2,3 
  • Детский церебральный паралич (спастическая диплегия, атонически-астатическая, гемипаретическая, дискинетическая формы) и другие паралитические синдромы с легкими двигательными нарушениями и расстройствами речевого развития ФК 1 
  • Последствия цереброваскулярных болезней с умеренными и выраженными двигательными (парезы, нарушения координации) и афатическими нарушениями ФК 2,3 
  • Последствия цереброваскулярных болезней с легкими двигательными (парезы) и речевыми нарушениями ФК 1 
  • Врожденные аномалии нервной системы с умеренными и выраженными двигательными нарушениями (парезы, нарушения координации) ФК 2,3 
  • Врожденные аномалии нервной системы с легкими двигательными (парезы) и речевыми нарушениями ФК 1 
  • Последствия черепно-мозговой травмы с умеренными и выраженными двигательными (парезы, нарушения координации) и афатическими нарушениями ФК 2,3 
  • Последствия черепно-мозговой травмы с легкими двигательными (парезы) и речевыми нарушениями, церебрастенией ФК 1 
  • Последствия полиомиелита с умеренными и выраженными двигательными нарушениями ФК 2,3 
  • Последствия травм спинного мозга с умеренными и выраженными двигательными нарушениями ФК 2,3

Методы реабилитационного лечения

  1.Активная кинезитерапия.

Комплекс реабилитационных мероприятий включает разработанные нашими специалистами упражнения лечебной физкультуры.

В зале кинетической реабилитации проводятся индивидуальные и групповые занятия лечебной физкультуры с детьми у которых имеются патология центральной нервной системы и нарушения опорно-двигательного аппарата.

Проводятся занятия на кардиотренажерах (беговая дорожка, степпер, велосипед), на фитболах ,упражнения с применением дополнительного оборудования лесенки, ступеньки, шведская стенка помогают дополнить реабилитацию и научить необходимым  двигательным навыкам: сделать шаг, поставить правильно стопу, сесть, и многое другое.

В основе программы мозжечковой стимуляции, которую определяют как «прорыв в обучении», лежит система тренировок на особом тренажере - балансировочной доске для мозжечковой стимуляции Бильгоу.

Тренажер с применением подвесной системы позволяет находиться в вертикальном положении и выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов.

Зрительный контроль при занятия на матах перед зеркалом позволяет ребенку правильно выполнять заданные физические упражнения.

Индивидуальные занятия по методике «Экзарта» осуществляется путем выполнения  специальных упражнений с оптимальной нагрузкой: для восстановления амплитуды движения, нормализации тонуса мышц и увеличения их силы, улучшение баланса и развития координации движений, для формирования правильных двигательных навыков.

Бобат- терапия с элементами по методикам ПНФ используется Бобат-стол. Метод опирается на принципы кинезитерапии (лечение движением). Методист управляет движениями пациента, контролируя реакции и движения на уровне головы, плечевого пояса и тазового пояса.

Вертикализатор

При использовании вертикализатора: развивается и начинает правильно функционировать вестибулярный аппарат ребенка,  активизируются функции опорно-двигательной,снижается риск деформации суставов и появления контрактур, уменьшается спастика мышц.

Тренинги на стабилоплатформе «Велогеймик» для развития координации движений. Улучшают функции: равновесия, крупной и мелкой моторики, координации, внимания, кратковременной памяти. 

Лечебный массаж

В  зависимости от форм поражения мышечной ткани  применяются различные способы массажа (расслабляющий, стимулирующий). Массаж укрепляет мышцы, снимает спазмы, благотворно сказывается на состоянии нервной системы, улучшает кровоснабжение, формирует сгибальные/разгибательные навыки, правильные позы,ускоряет обменные процессы, повышает  иммунитет. Подготавливает ребёнка к занятиям лечебной физкультурой.

2.Физиотерапия

Физиотерапевтическое лечение оказывает рассасывающее, болеутоляющее, противовоспалительное и антиспастическое действие. Под влиянием процедур улучшается крово- и лимфообращение в тканях, особенно в коже, улучшается трофика кожи, восстанавливается ее эластичность и включает: тепловые процедуры, грязелечение, светолечение, электролечение, магнитотерапию, ультразвук.

3. Водолечение

При воздействии воды на организм усиливаются процессы торможения, ослабляются процессы возбуждения, нормализуется тонус мышц, восстанавливается психоэмоциональное состояние.

4.Эрготерапия

Побуждение ребенка к осознанным активным действиями и развитие способностей к независимой жизни за счёт тренировки мелкой моторики кистей рук, тренировка самостоятельности в быту.

Кабинет оснащен специальными стендами (бизибордами), игровыми комплексами. Развитие чувствительности и пластичности развиваем через тактильное восприятие. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему  прикасаются пальчики. Используются различные крупы, природные материалы (желудь, ракушки) готовые модели: кубики шарики, и подобные атрибуты. Песочная терапия. Ребёнок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет всё это совместить в одном процессе: пока ребёнок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, активно использует ролевую игру, развивает речевые навыки.

Реабилитационная перчатка с биологической обратной связью, предназначенная для восстановления подвижности в патологических суставах кисти. Позволяет проводить реабилитацию пациента в игровой форме, получая объективные данные о производимых пациентом действиях в реальном времени, и адаптировать программу реабилитации в соответствии с реальными возможностями конкретного пациента, подобрав комплекс интерактивных упражнений для восстановления мелкой моторики. Получая объективные данные о производимых пациентом действиях в реальном времени, у детей с ДЦП  у которых в клинике  наблюдались: выпадение мелкой моторики, нарушение двигательных функций верхних конечностей,  задержка психомоторного развития и когнитивные нарушения в конце курса прослеживалась положительная динамика:

  • увеличилась амплитуда движений в суставах;
  • улучшилась моторно-зрительная координация;
  • увеличилась быстрота реакций;
  • развивается сообразительность, мышление .

Занятие с перчаткой позволяет ускорить ритм коррекционных задач в логопедической психологии.

5.Голосо-речевая терапия

Коррекция нарушения речи включает комплекс индивидуальных занятий.

Японская методика пальцевого массажа способствует:  психическому  спокойствию, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах. Массаж каждого пальчика положительно влияет на определённый орган. Способствует нормализации мышечного тонуса, подготавливает организм к проведению логопедического массажа.

Логопедический массаж состоит из комплекса индивидуально подобранных упражнений, воздействующих на мышцы, нервные окончания и другие ткани речевого аппарата. Специальные техники помогают расслабить лицевую мускулатуру, нормализовать тонус мышц и звукопроизношение. Метод хорошо помогает корректировать речь, её эмоциональную окраску. применяют несколько видов логопедического массажа:

  • классический ручной;
  • точечный (стимулируются активные акупунктурные зоны связанные с речевыми центрами в головном мозге);
  • зондовый логопедический массаж (осуществляет при помощи профессиональных инструментов, позволяющих прицельно стимулировать необходимые участки артикуляционного аппарата).

6.Психолого-педагогическая коррекция

В программу реабилитации детей с патологией центральной нервной системы включены тестовые программы и занятия с психологом по развитию коммуникативных способностей и креативного мышления. С целью реализации этих задач оборудован кабинет мультисенсорного развития,  что позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы с применением  сенсорной тропы, матов ручки-ножки, балансировочной доски.

С огромным удовольствием проходят занятия у детей с использованием  интерактивного пола с развивающими, обучающими и релаксирующими программами,а также сенсорного уголка, сухого бассейна применяя музыкотерапию создается положительный эмоциональный фон, дети преодолевают нарушения в эмоционально-волевой сфере; появляется  интерес к исследовательской деятельности; развивается общая и мелкая моторика и корректируются двигательные нарушения.

Метод Томатиса. Помогает детям, страдающим слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания (ДКВ), аутизмом, а также, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Его применение помогает  справляться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличивать творческий потенциал и работоспособность.

Проводятся творческие методики реабилитации (модульное оригами, креативное рисование,  апликации, квиллинг, лепка и др. формы).

7.Диетотерапия (в соответствии с режимом питания ежедневно)

Каждое из этих направлений обладает своими преимуществами, а действуя в комплексе они ускорят реабилитацию пациента .

Противопоказания

  • Резко выраженные необратимые двигательные нарушения при утрате способности к самообслуживанию и передвижению, обездвиженность
  • Резко выраженные гиперкинезы, координаторные нарушения и атаксия, значительно затрудняющие самообслуживание и передвижение
  • Выраженные нарушения интеллектуально-мнестической сферы
  • Тяжелая и глубокая умственная отсталость  Активные психотические состояния
  • Выраженные аффективные расстройства поведения
  • Эпилептические частые припадки
  • Декомпенсированные синдромы и состояния