Неврология
Психоневрологический профиль
Энурез: большая проблема маленького человечка.
Энурез – патологическое состояние, характеризующееся периодическим недержанием мочи, чаще во время ночного сна, в следствии комплексного нарушения функции нижних мочевыделительных путей. Причины могут быть органического и психологического характера. По данным современной статистики частота встречаемости в возрасте 5лет -25%, в 7 лет - 5-10%, в возрасте 10 лет - менее 5%,15 лет и старше-0.5-2%. Чаще встречается у мальчиков.
Программа « Реабилитация для детей с энурезом» (14 дней)
Цель программы: восстановить условно-рефлекторные связи акта мочеиспускания, нормализовать кровообращение органов малого таза, восстановить тонус запирательного аппарата мочевого пузыря, нормализовать психоэмоциональное состояние.
Методы реабилитации:
1.Консультация врача-реабилитолога -30 минут (3 консультации)
2.Кинезотерапия:
-лечебная физкультура по программе укрепления мышц тазового дна- 25 минут (10процедур)
3.Аппаратная физиотерапия:
- транскраниальная микрополяризация - 20 минут (10 процедур)
-экстро-корпоральная магнитостимуляция нервно-мышечного аппарата тазового дна (аппарат Авантрон) - 14 минут (10 процедур)
- Выполнение массажных процедур механическим воздействием рук:
- массаж пояснично-крестцовой области (от 1-го поясничного позвонка до нижних ягодичных складок) - 10 минут (10 процедур)
- 5. Водолечение:
- йодобромные или валериановые лекарственные ванны -12 минут (10 процедур)
- 6. Психолого-педагогическая помощь:
-консультация психолога -30 минут (1 консультация)
- индивидуальный сеанс психологической разгрузки - 30 минут ( 5 сеансов).
Дополнительно к базовой программе предлагается рекомендованный специалистами центра обширный спектр медицинских и прочих услуг, которые можно приобрести за дополнительную плату с учетом особенностей ребенка.
В клинической картине психоневрологических заболеваний основными нарушениями являются двигательные нарушения (параличи и парезы различной степени выраженности. Также сопутствуют:
- -интеллектуальное недоразвитие;
- -речевые расстройства, чаще по типу задержки речевого развития и дизартрии;
- -нарушения зрения;
- -снижение слуха.
Основная цель реабилитации – предупреждение инвалидности, восстановление и продление активной жизнедеятельности, социальной интеграции и обеспечение приемлемого качества жизни.
Направление на медицинскую реабилитацию осуществляется на основании медицинских показаний:
- Последствия воспалительных болезней центральной нервной системы (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит и др.) с умеренными и выраженными двигательными нарушениями (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушения координации, атаксия) ФК 2, 3
- Последствия органического, в том числе раннего поражения центральной нервной системы умеренными выраженными двигательными нарушениями (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушения координации, атаксия) ФК 2, 3
- Последствия воспалительных болезней периферической нервной системы (полиневропатии и др.) с умеренными и выраженными двигательными нарушениями (парезы, нарушения координации) ФК 2, 3
- Детский церебральный паралич (спастическая диплегия, атонически-астатическая, гемипаретическая, дискинетическая формы) и другие паралитические синдромы с умеренными и выраженными двигательными нарушениями ФК 2,3
- Детский церебральный паралич (спастическая диплегия, атонически-астатическая, гемипаретическая, дискинетическая формы) и другие паралитические синдромы с легкими двигательными нарушениями и расстройствами речевого развития ФК 1
- Последствия цереброваскулярных болезней с умеренными и выраженными двигательными (парезы, нарушения координации) и афатическими нарушениями ФК 2,3
- Последствия цереброваскулярных болезней с легкими двигательными (парезы) и речевыми нарушениями ФК 1
- Врожденные аномалии нервной системы с умеренными и выраженными двигательными нарушениями (парезы, нарушения координации) ФК 2,3
- Врожденные аномалии нервной системы с легкими двигательными (парезы) и речевыми нарушениями ФК 1
- Последствия черепно-мозговой травмы с умеренными и выраженными двигательными (парезы, нарушения координации) и афатическими нарушениями ФК 2,3
- Последствия черепно-мозговой травмы с легкими двигательными (парезы) и речевыми нарушениями, церебрастенией ФК 1
- Последствия полиомиелита с умеренными и выраженными двигательными нарушениями ФК 2,3
- Последствия травм спинного мозга с умеренными и выраженными двигательными нарушениями ФК 2,3
Методы реабилитационного лечения
Комплекс реабилитационных мероприятий включает разработанные нашими специалистами упражнения лечебной физкультуры.
В зале кинетической реабилитации проводятся индивидуальные и групповые занятия лечебной физкультуры с детьми у которых имеются патология центральной нервной системы и нарушения опорно-двигательного аппарата.
Проводятся занятия на кардиотренажерах (беговая дорожка, степпер, велосипед), на фитболах ,упражнения с применением дополнительного оборудования лесенки, ступеньки, шведская стенка помогают дополнить реабилитацию и научить необходимым двигательным навыкам: сделать шаг, поставить правильно стопу, сесть, и многое другое.
В основе программы мозжечковой стимуляции, которую определяют как «прорыв в обучении», лежит система тренировок на особом тренажере - балансировочной доске для мозжечковой стимуляции Бильгоу.
Тренажер с применением подвесной системы позволяет находиться в вертикальном положении и выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов.
Зрительный контроль при занятия на матах перед зеркалом позволяет ребенку правильно выполнять заданные физические упражнения.
Индивидуальные занятия по методике «Экзарта» осуществляется путем выполнения специальных упражнений с оптимальной нагрузкой: для восстановления амплитуды движения, нормализации тонуса мышц и увеличения их силы, улучшение баланса и развития координации движений, для формирования правильных двигательных навыков.
Бобат- терапия с элементами по методикам ПНФ используется Бобат-стол. Метод опирается на принципы кинезитерапии (лечение движением). Методист управляет движениями пациента, контролируя реакции и движения на уровне головы, плечевого пояса и тазового пояса.
Вертикализатор
При использовании вертикализатора: развивается и начинает правильно функционировать вестибулярный аппарат ребенка, активизируются функции опорно-двигательной,снижается риск деформации суставов и появления контрактур, уменьшается спастика мышц.
Тренинги на стабилоплатформе «Велогеймик» для развития координации движений. Улучшают функции: равновесия, крупной и мелкой моторики, координации, внимания, кратковременной памяти.
В зависимости от форм поражения мышечной ткани применяются различные способы массажа (расслабляющий, стимулирующий). Массаж укрепляет мышцы, снимает спазмы, благотворно сказывается на состоянии нервной системы, улучшает кровоснабжение, формирует сгибальные/разгибательные навыки, правильные позы,ускоряет обменные процессы, повышает иммунитет. Подготавливает ребёнка к занятиям лечебной физкультурой.
Физиотерапевтическое лечение оказывает рассасывающее, болеутоляющее, противовоспалительное и антиспастическое действие. Под влиянием процедур улучшается крово- и лимфообращение в тканях, особенно в коже, улучшается трофика кожи, восстанавливается ее эластичность и включает: тепловые процедуры, грязелечение, светолечение, электролечение, магнитотерапию, ультразвук.
При воздействии воды на организм усиливаются процессы торможения, ослабляются процессы возбуждения, нормализуется тонус мышц, восстанавливается психоэмоциональное состояние.
Побуждение ребенка к осознанным активным действиями и развитие способностей к независимой жизни за счёт тренировки мелкой моторики кистей рук, тренировка самостоятельности в быту.
Кабинет оснащен специальными стендами (бизибордами), игровыми комплексами. Развитие чувствительности и пластичности развиваем через тактильное восприятие. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются пальчики. Используются различные крупы, природные материалы (желудь, ракушки) готовые модели: кубики шарики, и подобные атрибуты. Песочная терапия. Ребёнок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет всё это совместить в одном процессе: пока ребёнок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, активно использует ролевую игру, развивает речевые навыки.
Реабилитационная перчатка с биологической обратной связью, предназначенная для восстановления подвижности в патологических суставах кисти. Позволяет проводить реабилитацию пациента в игровой форме, получая объективные данные о производимых пациентом действиях в реальном времени, и адаптировать программу реабилитации в соответствии с реальными возможностями конкретного пациента, подобрав комплекс интерактивных упражнений для восстановления мелкой моторики. Получая объективные данные о производимых пациентом действиях в реальном времени, у детей с ДЦП у которых в клинике наблюдались: выпадение мелкой моторики, нарушение двигательных функций верхних конечностей, задержка психомоторного развития и когнитивные нарушения в конце курса прослеживалась положительная динамика:
- увеличилась амплитуда движений в суставах;
- улучшилась моторно-зрительная координация;
- увеличилась быстрота реакций;
- развивается сообразительность, мышление .
Занятие с перчаткой позволяет ускорить ритм коррекционных задач в логопедической психологии.
Коррекция нарушения речи включает комплекс индивидуальных занятий.
Японская методика пальцевого массажа способствует: психическому спокойствию, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах. Массаж каждого пальчика положительно влияет на определённый орган. Способствует нормализации мышечного тонуса, подготавливает организм к проведению логопедического массажа.
Логопедический массаж состоит из комплекса индивидуально подобранных упражнений, воздействующих на мышцы, нервные окончания и другие ткани речевого аппарата. Специальные техники помогают расслабить лицевую мускулатуру, нормализовать тонус мышц и звукопроизношение. Метод хорошо помогает корректировать речь, её эмоциональную окраску. применяют несколько видов логопедического массажа:
- классический ручной;
- точечный (стимулируются активные акупунктурные зоны связанные с речевыми центрами в головном мозге);
- зондовый логопедический массаж (осуществляет при помощи профессиональных инструментов, позволяющих прицельно стимулировать необходимые участки артикуляционного аппарата).
6.Психолого-педагогическая коррекция
В программу реабилитации детей с патологией центральной нервной системы включены тестовые программы и занятия с психологом по развитию коммуникативных способностей и креативного мышления. С целью реализации этих задач оборудован кабинет мультисенсорного развития, что позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы с применением сенсорной тропы, матов ручки-ножки, балансировочной доски.
С огромным удовольствием проходят занятия у детей с использованием интерактивного пола с развивающими, обучающими и релаксирующими программами,а также сенсорного уголка, сухого бассейна применяя музыкотерапию создается положительный эмоциональный фон, дети преодолевают нарушения в эмоционально-волевой сфере; появляется интерес к исследовательской деятельности; развивается общая и мелкая моторика и корректируются двигательные нарушения.
Метод Томатиса. Помогает детям, страдающим слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания (ДКВ), аутизмом, а также, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Его применение помогает справляться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличивать творческий потенциал и работоспособность.
Проводятся творческие методики реабилитации (модульное оригами, креативное рисование, апликации, квиллинг, лепка и др. формы).
7.Диетотерапия (в соответствии с режимом питания ежедневно)
Каждое из этих направлений обладает своими преимуществами, а действуя в комплексе они ускорят реабилитацию пациента.
Противопоказания
- Резко выраженные необратимые двигательные нарушения при утрате способности к самообслуживанию и передвижению, обездвиженность
- Резко выраженные гиперкинезы, координаторные нарушения и атаксия, значительно затрудняющие самообслуживание и передвижение
- Выраженные нарушения интеллектуально-мнестической сферы
- Тяжелая и глубокая умственная отсталость Активные психотические состояния
- Выраженные аффективные расстройства поведения
- Эпилептические частые припадки
- Декомпенсированные синдромы и состояния